Почему банки могут отказать в выплате кешбека?

Если вы хотите получать небольшой доход от ваших покупок, вы можете оформить дебетовую карту с выгодным кэшбеком в определенных категориях, расходовать средства, делая основной упор именно на эти категории. В один момент банк может взять и лишить начислений, да еще и обвинить в мошенничестве.

Что такое категория покупок с кэшбеком?

Категория кэшбека — это перечень товаров или услуг, связанных между собой по определенному принципу. Например, категория «Кафе и рестораны» будет означать, что клиент получит кэшбек за оплату в заведениях общепита от премиальных ресторанов до кофеен и еды на вынос.

Категория «Супермаркеты» означает, что клиент будет получать кэшбэк от покупок в любых супермаркетах.

Категория «Красота» означает, что клиент получит кэшбэк за покупки в магазинах косметики, за процедуры в салонах красоты, парикмахерских, спа-центрах и т.д.

На практике это работает по следующему сценарию: у каждого магазина есть свой МСС код, который отражает основную сферу его деятельности. Когда клиент оплачивает покупки в магазине, банк видит МСС код и определяет его к той или иной категории товаров и услуг. В зависимости от этого начисляется кэшбек.

Почему банки могут отказать в выплате кешбека?

Почему банк считает мошенничеством чрезмерные расходы в одной категории?

У многих банков есть карты с кэшбеком. Большинство карт имеют повышенный кэшбек за расходные операции в определенных категориях. Обычно это «Кафе и рестораны», «Аптеки», «АЗС».

Если клиент расходует средства на карте преимущественно в категориях с повышенным кэшбеком, банк может посчитать это злоупотреблением или даже мошенничеством. В результате клиенту отменят начисление кэшбека и спишут начисленные ранее деньги.

Чтобы не возникали подобные ситуации, клиентам следует внимательно читать оферту программы лояльности, с которой автоматически соглашается владелец карты с кэшбеком. В ней описаны случаи, когда банк может углядеть в действиях клиента необоснованное обогащение за счет кэшбека.

Все началось с Альфа-Банка, который лишил многих своих клиентов повышенного кэшбека за расходы в бонусных категориях. Например, 10% кэшбека возвращали за оплату на АЗС. Банк пояснил, что клиенты злоупотребляли расходами в выделенных категориях и почти не тратились в других категориях. По этой причине банк счел действия клиентов злоупотреблением кэшебком.

Как злоупотребление кэшебком определено в правилах на примере Тинькофф?

В Тинькофф банке тоже есть пункт о списании бонусных баллов при выявлении случаев злоупотребления программой лояльности или нарушения ее правил. При этом сумма списания не должна быть больше суммы бонусов, которые были начислены за аналогичный расчетный период.

Загвоздка в том, что банк не дает определение термину «злоупотребление», не указывает, по каким критериям определяется, что тот или иной клиент злоупотребил кэшебком.

На горячей линии и в онлайн-чате банка дают лишь отписку о том, что злоупотребление рассматривается для каждого клиента индивидуально и решается в одностороннем порядке.

Какие санкции выставляет банк к таким клиентам?

В разных банках собственные санкции для клиента, которого подозревают в злоупотреблении кэшебком и необоснованном обогащении. Обычно они сводятся к 2 мерам наказания:

  • Отмена кешбека в категориях с повышенным начислением или полное отсоединение от программы лояльности.
  • Списание начисленных баллов по специальным категориям с повышенным кэшбеком в расчетом периоде, когда банком было принято решение о приостановлении начисления кэшебка.

Многие банки оставляют за собой право возобновить начисление кэшбека, если расходы клиента по карте с кэшбеком будут сбалансированы во всех категориях.

Можно ли доказать свою невиновность?

Такие ситуации обычно разрешаются по звонку в банк в частном порядке. Судебная практика по начислению кэшбека практически отсутствует, потому что стоимость судебных расходов превышает месячный кэшбек, да и на законодательном уровне нет такого понятия, как кэшбек.

С одной стороны, можно обратиться в суд и апеллировать законом о защите прав потребителей, но вам придется доказать, что вы не злоупотребляли программой лояльности, а использовали карту с кэшбеком для повседневных собственных расходов.

Если посмотреть на отзывы клиентов, которым банки отменили начисление кешбека из-за злоупотребления, то можно сделать вывод, что банки не идут навстречу владельцам карт. То есть, доказать свою невинность без суда вряд ли удастся.

Примеры отмены кэшбека

Самый распространенный пример отмены начисленного кэшбека — возврат купленного с кэшебком товара. Например, вы пришли в магазин электроники, купили с использованием карты телефон за 10000 руб. Банк начислил по этой операции кэшбек в рамзере 1% от покупки — 100 рублей. По каким-то причинам вы сдали телефон обратно в магазин, а банк после этого отменил начисленный кэшбек и списал его с баланса карты. Это стандартная и весьма распространенная практика в каждой кредитной организации.

Другой пример — вы получили карту ХХХ с повышенным кэшбеком на АЗС (10%). У вас есть и другие карты с более выгодным кэшбеком в продуктовых и вещевых магазинах. Для оплаты в них вы используете только эти карты, а для заправки на АЗС — только карту ХХХ с повышенным кэшбеком. Через некоторое время банк может отменить кэшбек по карте ХХХ за злоупотребление кэшбеком, потому что вы пользовались пластиком только для оплаты в одной категории покупок — на АЗС.

Еще один пример — Вы сделали заказа в известном китайском магазине АлиЭкспресс или на Ебей, оплатили картой. Банк зачислил кэшбек, но через некоторое время вы открыли спор по транзакции с продавцом. После этого банк может отменить кэшбек и списать суммау зачисленного вознаграждения.

 

Все акции и скидки
банков и МФО
Смотрите все акции крупных банков и МФО,
получайте скидки, кешбек и подарки
Вы можете задать вопрос по данной статье здесь>>

Оставить комментарий

Отправляя свой комментарий, вы автоматом соглашаетесь с правилами сайта.
Обязательные поля помечены *