Как организовать микрокредитную организацию? Подробная инструкция

Задумываясь о быстром заработке, люди все чаще приходят к выводу о создании собственной микрофинансовой организации. Однако новичку в этом деле разобраться не так просто, ведь за МФО скрывается не только быстрый заработок легких денег, но и внушительные расходы на скоринг, офисы, сайт, бухгалтерию, работников, охрану и т.д. Отдельного внимания заслуживает юридическая составляющая, регистрация новой компании и прочие правовые вопросы.

Как организовать микрокредитную организацию? С чего начать бизнес? Какие сотрудники нужны? С кого лучше начать поиск? На каком этапе регистрировать МФО? В какой форме? Ответы на самые популярные вопросы начинающих предпринимателей в этой статье.

Из чего состоит микрокредитная организация? С чего стоит начать?

Микрофинансовая организация — это не только красивый сайт, офис и консультант, который занимается всеми «вопросами». Основа любой микрокредитной организации кроется сразу в нескольких составляющих. Рассмотрим каждый из них более подробно.

как организовать микрокредитную организацию

Место и офис

Первым делом владельцу бизнеса нужно найти место под офис. Лучше выбирать проходимые места рядом с торговыми центрами, гипермаркетами и торговыми площадями. Большая площадь под офис не нужна, главное чтобы в помещении свободно разместился стол со стульями для клиентов, небольшая зона ожидания, подсобка для хранения личных вещей сотрудника и т.д. Таким образом, вы удешевите аренду в «хорошем» месте.

Если же планируется отдельная касса, комната для службы безопасности, то придется арендовать помещение побольше, заплатив более высокую цену.

Максимально удешевить этот показатель можно за счет открытия «стойки продаж» в каком-нибудь торговом центре, вместо аренды отдельного офиса. Конечно, это не так удобно, не практично, зато дешево и сердито. Что говорить о МФО, если банки не гнушаются подобными стойками в крупных ТЦ (Восточный Экспресс Банк, Ренессанс Кредит и другие).

Не стоит забывать, что одной арендой офиса не обойтись. Скорее всего, придется сделать косметический ремонт, потратить внушительную сумму на мебель и оборудование (столы, стулья, компьютер и комплектующие, принтер+сканер+копир и т.д.) Также нужно будет заказать вывеску.

Штат сотрудников

Офлайн организация в обязательном порядке предполагает наличие как минимум 2-х менеджеров-консультантов (на смену), которые будут заниматься оформлением заявки в офисе обслуживания. Помимо прочего нужен кассир, который будет выдавать деньги. Не помешает и охранник.

В бюджетном варианте можно обойтись лишь одними менеджерами, которые будут выполнять работу сразу всех перечисленных сотрудников. Немаловажный фактор расходов здесь — уборка. Проходимость в МФО большая, постоянно приходится делать влажную уборку, чтобы офис имел прилежный внешний вид. Можно поручить это задание все тем же менеджерам, либо нанять уборщика с минимальным окладом. Тут все зависит от бюджета.

Сайт и техподдержка

Наличие сайта — прерогатива крупной сетевой организации или онлайн МФО. Если вы собираетесь заниматься выдачей микрокредитов лишь в одном населенном пункте, имея 1 офис, то сайт делать не нужно, будет достаточно рекламы в местных СМИ и листовок.

Хороший сайт с уникальным дизайном + хостинг + поддержка обойдется владельцу в кругленькую сумму. За создание ресурса придется выложить порядка 10-20 тыс. в зависимости от дизайна. Хостинг — еще по 300-500 рублей ежемесячно.

Проверка клиента

Опять же смета зависит от статуса микрокредитной компании (МКК). Если речь идет об онлайн МФО, то без скоринг-программы не обойтись, иначе за долгое рассмотрение заявок вашу компанию никто не выберет. Разработка собственной программы скоринга — неподъемное дело, которое могут позволить себе лишь самые крупные банки, потому что стоимость тут исчисляется сотнями тысяч и даже миллионами долларов.

Конечно, удобнее всего пользоваться готовой скоринг-программой и платить за это деньги разработчикам. В среднем проверка и анализ одного заемщика по скоринг-программе занимает 1-2 минуты.

Если речь идет о сетевом МФО, то достаточно будет запроса в БКИ и проверок звонками контактным лицам. Запросы в БКИ можно подключить пакетом (оптом). Так это выйдет намного дешевле. Удешевить проверку можно за счет отказа от отчета из БКИ, но в таком случае появляется большой риск выдать займ клиенту с плохой КИ, который «славится» своими невозвратами.

Совсем мелкой МКК с одним офисом в городе можно делать бесплатный запрос в ФССП, чтобы случайно не выдать кредит заядлому неплательщику и должнику, а также проверять заемщика звонками на работу и контактным лицам. Все эти операции должна выполнять служба безопасности, но в целях экономии справится и менеджер.

Бухгалтерия

Любая организация, будь то ИП, ООО и т.д., должна иметь бухгалтера. Чтобы сэкономить средства, можно нанять не штатного специалиста, а «приходящего». Например, договориться, чтобы раз в 2-4 недели бухгалтер приходил, заполнял нужные бумаги, сверял данные и т.д. На бухгалтерии экономить не стоит, ведь все документы пойдут в налоговую и соответствующие органы.

Оператор и горячая линия

Наличие и необходимость оператора опять же зависит от организации. В онлайн организациях без горячей линии с бесплатными звонками из любой точки России просто не обойтись. Очевидно, что кто-то должен отвечать на эти звонки, поэтому без оператора тут никак. Заменить горячую линию и оператора здесь можно круглосуточным онлайн-чатом с консультантом. Это удешевит затраты на связь. Но потенциальные клиенты предпочитают живое общение с сотрудником по телефону.

В крупных сетевых онлайн МФО тоже нужна горячая линия для звонков по России. Здесь тоже нужен оператор.

А вот мелким МФО это ни к чему. Достаточно указать городской или сотовый номер телефона, на звонки по которому может отвечать все тот же менеджер.

Мелкие повседневные расходы

Помимо крупных расходов, владельцу придется столкнуться с повседневными ежемесячными тратами:

  • Телефонная связь и интернет. Домашний телефон + сотовые номера. Если у МФО есть бесплатный номер телефона 8800…, то придется оплачивать все входящие звонки из разных регионов.
  • Канцелярские товары (ручки, карандаши, тетради, файлы, бумага формата А4 и т.д.)
  • Типографические услуги (визитки, бланки и т.д.)
  • Счета за электроэнергию, воду и т.д.

Реклама (Раскрутка)

Реклама — одно из самых необходимых текущих расходов любой микрофинансовой организации, учитывая высокий уровень конкуренции на этом рынке. В качестве рекламы можно использовать продвижение в интернете. Создать группу в социальных сетях, заниматься ее раскруткой, рекламой продуктов среди участников и т.д.

ак организовать микрокредитную организацию

Можно привлекать людей интересными акциями и скидками (выдавать первый займ бесплатно, снижать ставку для постоянных или новых клиентов, проводить розыгрыши и т.д.)

Отличный вариант — реклама в СМИ (на радио, по местным телеканалам). Альтернативой могут стать рекламные листовки, которые можно размещать на досках объявлений у подъездов, либо раздавать на улице и т.д.

Основой раскрутки онлайн МКК и крупных сетевых организаций является контент в интернете, а также отзывы довольных заемщиков. Тексты и положительные отзывы легко продаются и покупаются на разных биржах копирайтинга.

На каком этапе регистрировать организацию? В какой форме?

Микрокредитная организация — финансовое учреждение, осуществляющие кредитование клиентов, основываясь на No151-ФЗ от 02.07.2010 года.

МКК может осуществлять деятельность в форме:

  1. Фонда
  2. Учреждения
  3. НКО
  4. Некоммерческого партнерства и т.д.

Вторым обязательным условием для осуществления деятельности МКК является внесение организации в реестр.

Конечно, первым делом нужно сделать выбор в вопросе организационно-правовой формы и подать соответствующее заявление в налоговую инспекцию. Преимущественно 70-80% учредителей выбирают ООО. Это самый распространенный вариант регистрации микрокредитных фирм.

Определившись, приступаем к действиям:

  1. Разработка учредительных документов (устав МФО, правила предоставления и обслуживания, общие условия предоставления микрозаймов, список аффилированных лиц и т.д.) При разработке этих документов нужно руководствоваться ФЗ-No151, ФЗ-No230, ФЗ-No115, ФЗ-No152. За составление документов без учета действующего законодательства или с нарушениями в регистрации МФО могут просто отказать. К началу регистрации, все нормативные документы должны быть сделаны и опубликованы в общем доступе.
  2. Регистрация юрлица в налоговой инспекции. Для этого нужно собрать целую кипу документов и заплатить госпошлину. Документы подаются в налоговую, а через 5 дней владелец может забрать готовое свидетельство и сопутствующие документы. Сразу же после этого нужно сделать печать, она может пригодиться для следующего шага и должна быть на каждом документе.
  3. Открытие счета в банке. Госпошлина за постановку на учет микрофинансовой организации должна оплачиваться исключительно с расчетного счета организации. Деньги нельзя заплатить другим способом. Поэтому открыть счет в банке нужно сразу после регистрации ООО. Процедура открытия счета юридическими лицами стандартная. Сначала нужно выбрать банк с самыми приемлемыми условиями расчетно-кассового обслуживания (изучить тарифы), собрать нужный список документов (выписка ЕГРЮЛ, копия устава и т.д.) Подробную информацию предоставят в выбранной финансовой организации.
  4. Оплата госпошлины в ЦБ РФ. Примерно через 2-4 дня счет будет открыт, о чем банк самостоятельно известит налоговую. Сразу после этого счет можно пополнить и отправить госпошлину в размере 1000 рублей на реквизиты службы ЦБ РФ, ответственной за финансовые рынки. В назначении платежа нужно указать, что это госпошлина за внесение сведений о юрлице в госреестр микрокредитных организаций.
  5. Получение статуса МКК. Для регистрации организации в Центробанке нужен соответствующий пакет документов, который можно уточнить на официальном сайте. Все документы должны быть представлены в виде копий, которые заверил нотариус. Их нужно отправить в региональную службу ЦБ.

В течение 14 дней после получения Центробанк примет решение о внесении сведений о МФО в реестр или об отказе. Об этом Банк России уведомляет клиента ответным письмом.
Как только МФО попадет в список участников финансового рынка, с того момента можно осуществлять деятельность по выдаче микрозаймов.

Процедура регистрации микрокредитной организации очень сложная и длительная. Поэтому начинать бизнес следует именно с регистрации МФО, не забывая попутно про остальные составляющие.

См.также: Как открыть микрозаймы для населения. Пошаговая инструкция

За что могут исключить из реестра МФО?

Одними из самых распространенных причин исключения МФО из государственного реестра участников финансовых рынков являются:

  • Подозрение в недобросовестной отчетности (отмывание денег, подделка документов, корректировка показателей и т.д.)
  • Частые жалобы на деятельность МФО от клиентов и правоохранительных органов
  • Мошеннические действия с материнским капиталом
  • Привлечение денежных средств от физлиц в сумме менее 1,5 млн руб.
Копирование материалов с сайта без согласия автора запрещено. Более подробно на http://mobile-testing.ru/rules

Оставить комментарий

Отправляя свой комментарий, вы автоматом соглашаетесь с правилами сайта.
Обязательные поля помечены *