Возврат покупки на кредитную карту — что будет с кредитом?

Большинство покупок в магазинах проходит с использованием банковской карты. Это заметно упрощает расчеты между продавцом и покупателем. Продавцу  деньги поступают напрямую на банковский счет, а покупателю нет необходимости отсчитывать нужную сумму.

Если покупки мелкие, то рассчитываться картой удобнее, чем постоянно искать мелочь в карманах. Оплата картой покупок на крупные суммы тоже удобна. Клиенту не нужно носить крупную сумму в кармане или сумке и исключена вероятность ее кражи.

Кроме удобства, большинство пластиковых карт имеют всевозможные бонусы и баллы, которые возвращаются от покупок. Делая обычные покупки можно получать приятные кэш-бэки обратно на карту.

Если дебетовая карта предполагает расчеты только своими средствами, то по кредитной карте клиенту не нужно использовать личные деньги в текущий момент. По ним действуют льготные периоды, стандартно до 55-60 дней (некоторые банки предлагают и 100 дней). Пока свои деньги копятся на накопительном счете под проценты, кредитным лимитом можно оплачивать покупки,  а затем возвращать деньги без процентов.

Не всегда клиентов устраивает купленный ими товар, поэтому приходится делать возврат. Если оплата проходит за наличные и магазин согласен с причинами возврата, например, сломанный товар, то он возвращается продавцу, а покупателю выдают деньги из кассы. Все эти действия сопровождаются соответствующей кассовой документацией. Если оплата проведена безналичным путем по карте, то здесь будет немного иная процедура.

Возврат денег за товар, приобретенный по кредитной карте.

Требования закона в обоих случаях (наличной или безналичной оплаты) будут одинаковы. Закон «О защите прав потребителей» гласит, что потребитель вправе вернуть некачественный товар, а также товар, который не подошел по форме, цвету, несоответствию заявленному и проч. Сделать это можно как в день покупки, так и в течение 14дн.

Если возврат идет день-в-день, то все проще. По кассе делается отмена покупки и деньги возвращаются наличными, или отменяется оплата покупки по карте.

Если возврат осуществляется спустя какое-то время, то вернуть уплаченные деньги дольше. Дело в том, что за день покупки все кассовые и бухгалтерские отчеты уже сведены, данные отправлены в налоговую, и просто так отдавать деньги из кассы никто не будет. Для такого возврата нужно оформлять соответствующую документацию и делать бухгалтерские проводки.

Многие магазины требуют обязательного предоставления чека при возврате товара. По закону чек не является обязательным условием для возврата. Подтвердить покупку можно по выписке с карты, дубликатом чека, запрошенным в торговой организации.

На практике вернуть ДС за возвращенный товар, оплаченный любой картой, в наличном виде нельзя. Дело в том, что наличные и безналичные расчеты оформляются разными проводками. При замене одной формы расчетов на другую у организации могут возникнуть проблемы не только в бухгалтерских проводках, но и с налоговой.

Налоговое законодательство запрещает делать возврат из кассы за товар, оплаченный по карте. Подобные действия расцениваются, как нецелевое использование денежных средств, что вызовет проблемы с налоговой проверкой. Штраф за это налагается в размере до 50 т.р.

Если для магазина сложности возврата заключаются в бухгалтерских проводках, то для покупателя проблемы могут начаться, если оплата сделана кредитной картой.

Пока магазин оформляет документы по возврату, проводит операцию по своим счетам, по кредитному счету клиента также идет движение. С момента покупки начинается льготный период, по окончанию которого нужно вернуть потраченные средства или вносить обязательные платежи. Если не внести деньги в льготный период, то банк начинает начислять проценты. Фактически, деньги потрачены, товара нет, но проценты нужно оплачивать.

Кроме кредитных карт со стандартным льготным периодом, популярностью пользуются карты с рассрочкой. Рассрочка дается на срок от 1 до 12 месяцев. На протяжении периода рассрочки нужно делать обязательные платежи. Например, был куплен телефон за 20 т.р. с рассрочкой на 2 месяца. Клиент должен вносить по 10 т.р. каждый месяц. Если купленный телефон оказался бракованным и был возвращен, а магазин все еще не вернул ДС, то по факту придется платить за то, чего нет. Это вызывает негатив клиента на банк, либо клиент просто не вносит деньги, ожидая, что магазин вернет ему.

Как вернуть деньги за товар, приобретенный по кредитной карте?

Для возврата нужно:

  • Обратиться в магазин.
  • Написать заявление на возврат с обоснованием причины.
  • Указать в заявление способ возврата и при необходимости реквизиты карты.

При возврате магазин будет руководствоваться законами и своими регламентами, которые составлены в соответствии с законодательными нормами.
Технология возврата в каждом магазине своя. Где-то достаточно указать реквизиты, и магазин платежкой перечислит сумму обратно. Где-то нужно принести карту, и через платежный терминал кассир сделает операцию возврата.

Мнение эксперта
Екатерина Капризова
Банковский эксперт, специалист по кредитам и картам. Более 10 лет работы в коммерческих банках РФ в качестве кредитного эксперта, специалиста по РКО и кассира.
Задать вопрос

В законе о защите прав потребителей указано, что требования по возврату денег должны быть удовлетворены в течение 3-х дней с момента передачи товара продавцу. Часто по регламенту торговой организации, товар может быть отдан на экспертизу. В течение 30 дней эксперты обязаны вынести решении об удовлетворении возврата или отказе.

При положительном решении составляется акт, и кассовый\бухгалтерский работник делает определенные проводки в своей системе для проведения возврата.

Что происходит с кредитом в период возврата товара?

Пока проводится операция возврата торговой организацией, банк продолжает требовать возврата взятой суммы и начисляет проценты (если льготный период по карте закончился).

Клиент вправе попросить банк приостановить процедуру начисления процентов, т.к. купленный товар был возвращен, но это не имеет никакого основания.

Со своей стороны банк исполнил все обязанности по проведению операций по карте. Вставляя карту в платежный терминал магазина и вводя ПИН-код, клиент дает банку распоряжение о списании денег со своего счета. Банк перечисляет ДС на счет магазина, тем самым исполняя распоряжение клиента. Со своей стороны теперь банк требует возврата денег и это правомерно.

В какие сроки деньги возвращаются на карту после возврата товара?

После проведения всех экспертиз, магазин перечисляет обратно деньги в банк на счет покупателя. Этот процесс занимает до 3-5 рабочих дней. Продолжительность возврата зависит от банков обслуживающих счет клиента и магазина.

Если это разные  банки, то межбанковский перевод может идти до 3х рабочих дней, и это нормальный процесс. Если банк один, то перечисление происходит в течение одного дня. После возврата клиент может по своей выписке увидеть, то сумма была зачислена обратно на счет. После того, как нужно суммы будет на счете хватать, кредитный лимит погашается, а остаток может лежать на счете в виде собственных средств.

По картам рассрочки в период проведения возврата не стоит забывать вносить обязательные платежи, иначе банк начислит проценты и пени за несвоевременное погашение кредита.

Стоит помнить, что проблему с возвратом стоит решать с торговой организацией, а не пытаться доказать банку, что товара по факту нет и платить кредит никто не обязан. Со своей стороны банк перечислил деньги по указанию клиента и зачислит их обратно на счет клиента, если со стороны магазина придет возврат.

Дмитрий Тачков
Дмитрий Тачков
Cоздатель проекта, эксперт по финансам
Привет, я автор этой статьи и создатель всех калькуляторов данного проекта. Имею более чем 3х летний опыт работы банках Ренессанс Кредит и Промсвязьбанк. Отлично разбираюсь в кредитах, займах и в досрочном погашении. Пожалуйста оцените эту статью, поставьте оценку ниже.
Непонятно
0
Сойдет
0
Годнота
0
Вы можете задать вопрос по данной статье здесь>>

Оставить комментарий

Отправляя свой комментарий, вы автоматом соглашаетесь с правилами сайта.
Обязательные поля помечены *