Минули те времена, когда кредиты выдавались под огромные проценты с неясным графиком погашения задолженности без оформления соответствующих документов. Потребительские карты отправлялись по почте в порядке так называемого в юриспруденции «публичного договора оферты» в уведомительном порядке. Как это происходило? Вы покупали товар в магазине в кредит с банком, у которого был заключен договор о предоставлении денежных средств и выплачивали суммы продавцу. После полного погашения задолженности к Вам на почту приходила в конверте карта на Ваша имя, поскольку данные были сообщены магазином в банк, с предложением получить карту потребительского кредитования на «выгодных условиях».
Ни договора, ни графика платежей, ни срока договора, ни ставки процента и вольное установление банком штрафов за просрочку и неустоек. Именно на таких условиях получила кредит в банке «Русский Стандарт» моя сестра. Пришла в магазин, приобрела мебель, а потом получила карту и платила ежемесячные платежи с кредита в 10000 рублей около 7 лет суммами, которые до сих пор диктуют по телефону граждане, представляющиеся представителями банка.
Подобная неразбериха в системе кредитования на рубеже перехода к рыночной системе экономики стала причиной возникновения такого явления в России, как коллекторские агентства. Что представляют собой эти организации? По сути, их деятельность подпадает под состав правонарушений, установленных уголовным законодательством как «мошенничество» и «вымогательство». И продолжают эти явления существовать и пой сей день, вымогая из граждан и организаций достаточно крупные суммы.
Знакомство с коллекторами банка
Познакомиться с коллекторами или представителями банка (в ходе телефонного разговора достаточно сложно установить) пришлось не только руководителю и бухгалтерии предприятия, но и всем родственникам, соседям и соседям родственников моей сестры. После получения потребительского кредита Банка «Русский Стандарт» в 2004г. она исправно пополняла счет ежемесячно на 1000 рублей, как ей было сообщено по телефону при активации карты. Один раз она задержала платеж, может быть на день-два. Но потом позвонила оператору банковского учреждения, уточнила сумму неустойки и продолжила дальше исправно платить.
Сомнения в законности «телефонных требований» банка возникли через два года исправной оплаты. Появился логичный вопрос: когда же будет погашена задолженность по оплате? Банковские сотрудники начали «бомбить» по всем фронтам: звонили по 5-10 раз на работу начальнику, родителям и даже моему директору, который к ней и ее долгам не имеет совершенно никакого отношения. Сумма долга росла каждый день, набегали какие-то невероятные пени в размере по 300 рублей в день. Они оплачивались в тот же день. На утро задолженность дорастала уже до 500 рублей, которые тут же переводились на карту, но это никак не влияло на уменьшение суммы долга.
Коллекторы или служба безопасности банка не постеснялась позвонить соседке-старушке сестры, инвалиду, с угрозами, что они придут и опишут все имущество в ее квартире в счет погашения долга. Три-четыре раза приезжали домой к сестре двое мужчин крепкого телосложения, которые пытались зайти в квартиру для «описи находящегося имущества, в частности техники». Не сложно догадаться о том, что никакого постановления компетентных органов и полномочий на это у них не было. Видно, что коллекторы-охранники – профессионалы своего дела. При «выбивании» денег они пользуются такие методы, как психологическое давление, запугивание, угрозы имущественной расплаты.
Продолжается эта история с кредитом в Банке «Русский Стандарт» и не дает покоя ни заемщику, ни его окружению уже почти 10 лет. Что делать, подавать в суд, в Центробанк на лишение лицензии? Определить, кто на самом звонит и приходит домой для «описи арестованного имущества» невозможно. Ни документы, ни должность представителей банка не называется. Несколько раз они звонили ко мне на работу в юридический отдел. На просьбу представиться, они начинают хамить, а потом угрожать. Меры борьбы с этими лицами, действующими от имени банка «Русский стандарт»существуют, но есть ли время и возможности для этого? Поскольку сестра отказалась от моей помощи, охранники и коллекторы продолжают заниматься вымогательством и по сей день.
Отметим, что законодательством России уже давно урегулирована система взыскания задолженности и неустоек с заемщиков. Правда, сделать это можно только в течение 3-х лет, именно такой срок прописан в гражданском законодательстве для подачи искового заявления. Решение принимается судом в срок не более 1 месяца в одностороннем порядке даже без вызова сторон. Если сумма не превышает 30000 рублей, дело рассматривается по упрощенной процедуре без вызова сторон в минимальные сроки. Судебный акт сразу отправляется для исполнения в службу судебных приставов, которые предъявляют исполнительный лист на месту работы, нахождения имущества должника для последующего взыскания. Об этом неоднократно заявляла представителям банка моя сестра.
Но вероятно у банка нет соответствующих документов об обосновании задолженности в таком невероятном размере, да и сроки уже давно ушли. Остается только возможность незаконного преследования граждан коллекторскими агентствами.
Наверно стало лучше
Около 4 лет назад мне срочно понадобился кредит на потребительские цели в размере 50 тысяч рублей. Сумма небольшая, но деньги были нужны срочно, в течение 2-х дней. Поскольку во многих учреждениях банковской структуры процесс получения денег излишне бюрократизирован, например, в ВТБ 24 заявили, что будут рассматривать заявку в течение 1 месяца, и я обратилась в банк «Русский стандарт». Сравнила предварительно ставки, проценты, сроки кредитования нескольких банков, убедилась, что они предоставляют кредиты на обычных условиях. После истории с картой 10-летней давности, эта мера была для меня вынужденной.
В офисе банка со мной был заключен контракт, подписан график платежей, выдана в кратчайшие сроки кредитная карта Русский стандарт «American Express», которые заменили известные чеки. Для оформления кредита банк потребовал стандартный набор документов: паспорт, справка НДФЛ о доходах с места работы за последние 6 месяцев. И никакого поручительства! В договоре четко прописаны штрафные санкции за неуплату, несвоевременную оплату согласно современному российскому законодательству в банковской сфере. Никакой 12-ступенчатой системы «накручивания»: штрафов на пени, пени на основную сумму долга, пени на штраф, одновременной оплаты штрафов на просрочку и сумму просрочки, комиссий за получение кредита, комиссий на обналичивание кредита, комиссии на неустойку, комиссии за страховку и т.д. Пришлось один раз ознакомиться с подобным договором опять того же банка «Русский стандарт». Порадовало то, что товары, приобретенные по новой карте банка «Русский стандарт», оплаченные за счет кредитных карт, подлежат обязательному страхованию.
Кредит был предоставлен по процентной ставке 18% год с налоговым периодом в 55 дней на 3 года. Уведомления о сумме долга и графике его погашения в случае, если с карты снимаются денежные средства (а снять можно не все 50000 рублей, а частями любую сумму) приходят исправно на электронную почту с полной расшифровкой, если даже карта не активирована. В этом случае баланс задолженности показывает 0.
В отличие от того же Сбербанка, получая подобный карточный кредит, в котором о сумме задолженности и насчитанный процент можно только догадываться выводя невероятные формулы по расчету. Несколько раз после этого брала кредит в банке «Русский стандарт». Удобная система, банкоматы по приему платежей в разных районах города. Один раз допустила просрочку в один день. Пришла в банк, взяла распечатку с банкомата по задолженности по карте, сверила с суммой долга, распечатанной сотрудником банка тут же. Оплатила. Погасила со временем всю сумму задолженности и получила новый кредит. Считаю, что банк «Русский стандарт» перешел с новыми клиентами на новые условия работы, доступные и удобные для потребителей. Ну а старые долги, которые невозможно получить через ссуд, остается «добывать» только коллекторским способом.
21.03.2023 13:53