В настоящее время почти каждый банк, работающий с физическими лицами, предоставляет возможность клиентам видеть свои счета и карты онлайн, и управлять ими через интернет-банк. В этой статье мы рассмотрим основные особенности интернет банка на примере онлайн банкинга Русского стандарта. Опишем достоинства и недостатки данной интернет-системы.
Интернет-банки отличаются в основном тремя моментами:
- какими способами банк защищает систему от мошенников и несанкционированного доступа;
- какие операции банк разрешает производить клиенту без прихода в банковский офис;
- какой функционал доступен клиенту (например, онлайн депозиты, формирование выписок и т.п.)
Как подключиться
Первичный пароль на вход в систему выдается клиенту обычно в запечатанном конверте в офисе банка. Так делает большинство банков. В «Русском Стандарте» — иначе. При подписании документов на подключение клиент должен придумать 5-значный цифровой код и указать свой сотовый номер. По цифрам кода, номерам карты и телефона банк будет в дальнейшем идентифицировать клиента в автоматическом режиме (то есть без общения лично). Далее клиент звонит в банк (только с того номера, который известен банку), вводит с телефона свой 5-значный код и получает СМС с первым паролем на вход в интернет-банк. После входа, пароль надо будет поменять на свой собственный. У такой схемы есть очевидный плюс — если пароль забыт, его можно сменить удаленно, без посещения банка.
Схема защиты доступа
На каждую операцию (вход, платеж, перевод и тп) банк присылает СМС с кодом подтверждения. Можно подключить СМС оповещение о каждой операции (50 руб. в мес) и оповещение на емейл об операциях свыше заданной суммы (бесплатно). Также на емейл может высылаться уведомление о последнем времени входа, IP-адресе и браузере, с которых совершен вход в систему. Кроме того, можно подключить услугу Инфо-Мейл (бесплатно) и выписки будут приходить на емейл.
Риски
Предполагается, что логин/пароль и секретный 5-значный код знает только клиент, и только он распоряжается своим сотовым телефоном. Поскольку телефон может быть украден, то очевидно, что логин/пароль (и уж тем более — код) на него записывать нельзя ни в коем случае.
Доступные операции
- Платежи (интернет, связь, жкх и тп) — ДА
- Переводы между счетами клиента — ДА
- Внешние переводы третьим лицам — ДА
- Конвертации — ДА
- Переводы по номеру карты — ДА
- Переводы на электронные кошельки — ДА
- Переводы по адресу Email — ДА
- Открытие депозита онлайн — ДА
- Онлайн-заявка на выпуск карты — ДА
Совершение платежей и переводов
Платеж — самая простая функция в системе этого банка (не у всех банков она реализована удачно).
Все платежи производятся путем подачи Заявки. Неважно, платеж ли это в другой банк или банальная оплата за сотовый. Выбирается тип платежа, в нужные поля вносятся реквизиты, заявка подтверждается кодом из СМС. Статус Заявок можно увидеть в реестре (обработана, исполнено и тп).
Платежи и переводы можно совершать прямо с карты (открывать для этого отдельный текущий счет в этом банке не нужно). До того, как предложить подтвердить платеж — система покажет комиссию банка. При этом, большая часть платежей и переводов в данном Банке — бесплатна. За открытие депозита — выдается карта mastercard с бесплатным обслуживанием.
Информация об остатках по счетам/кредитам и получение выписок
Выписки формируются только самим Банком и только в ту дату, когда карта/счет были открыты (например, если карта открыта 10.04, то выписка будет формироваться с 10.04 по 10.05 и появляться в системе каждое 10-ое число). За те даты, по которым выписки еще нет — можно посмотреть список последних операций. Но за произвольный период самостоятельно формировать выписки нельзя, что очень неудобно. Изначально банк, видимо, делал свою онлайн систему в основном под клиентов с кредитными платежами, для которых важен именно расчетный период и расчетная дата.
Решение проблем
Любой вопрос Банку можно задать через интернет-банк. Ведется архив переписки. Возможно поэтому ответы даются долго и предельно формальным языком. Личное общение с банком по телефону также возможно, оно более качественное. Для решения конкретной проблемы необходимо будет позвонить с того номера, который зарегистрирован в банке.
Кроме того, в самом интернет-банке есть раздел Помощь, где собраны часто задаваемые вопросы (по видам: счета, карты, переводы и т.п.). Например: «как оплатить налог или штраф ГИБДД в интернет-банке».
РЕЗЮМЕ:
Плюсы
- интернет-банк — бесплатен (так не у всех банков);
- можно сменить забытый пароль удаленно по телефону (другие банки требуют личного прихода);
- есть возможность вести с банком официальную переписку прямо в системе;
- можно подписывать через интернет даже договоры (например, договор на выпуск кредитной карты, а офис банка надо посетить только, чтобы забрать готовую карту).
Минусы
- неудобная система выписок — нельзя формировать самому за желаемые даты;
- нет возможности получить выписку с расходами/приходами за календарный месяц (с 1-го по 31-ое);
- в реестре последних платежей не отображается входящий и исходящий остаток и нет суммирования;
- поступление денег на счета отображается не сразу, а с задержкой до 24 часов (даже при переводе со своей карты на свою же карту).
Год назад сотрудниками РСБ была навязана кредитная карта *3705 (Волкова Наталья Сергеевна), которой я не пользовалась все это время. Сотрудники уверили, что, если картой не пользоваться, то ничего платить не нужно. Но с апреля 2017 года стали приходить СМС-оповещения с задолжностью (19.04.- 102,60руб, 19.05. -153,63руб, 19.06.-205,17руб.) 21.06.17. при сдаче карты сотрудник мне написал к оплате 260руб. и непонятно объяснил увеличение суммы задолженности. Спросив, где можно оставить вопрос и пожаловаться, я уехала из банка, тк ругаться я не люблю. В 12:39 поступило оповещение от rsb.ru, что моя заявка на закрытие принята в работу, а в 12:44 оповещение от RSB.ru, что отключена услуга «СМС-сервис», и пришли разом все смс-оповещения с задолженностью, начиная с 19.07.2016. Прошу дать мне разъяснения, за что я заплатила 260руб, если картой я не пользовалась и не получала смс-оповещения с задолженностью? На электронную почту только поступали задания от Русского стандарта пройти квест. Думаю, это несерьезно для такого банка. И в будущем просьба сразу оповещать клиентов о задолженности. Надеюсь, что получу от Вас ответ и буду очень благодарна, если эту сумму 260 руб мне вернут.
За ранее, большое спасибо. Наталья (тел. 8-905-745-02-95) 21.06.2017.